ГЛАВНАЯ ! История Фото Культура Экономика&Промышленность Отдых&Туризм Поселения р-она СТАРТОВАЯ для ЛР Оглавление
История Лоухского района Памяти Победы в ВОВ

  1. К 60-и летию со Дня Победы в ВОВ
  2. Хронология событий (1941-1945гг)
  3. Начало сражений, Олангский погранотряд
  4. Лоухский Район в годы Великой отечественной войны
  5. Празднование Дня Победы 9 мая 2008г. (Энгозеро)
  6. Празднование Дня Победы 9 мая 2004г. (Сосновый)
  7. Празднование Дня Победы 9 мая 2003г. (Лоухи)
Летописные

  1. История Лоухского района
  2. Исторические корни п.Лоухи
  3. Создание музея подстанции 330 кВ Лоухи
  4. История Кестеньги
  5. "Сталинское" наследие про Энгозерский лагерь
  6. О староверах Карелии
  7. Вартиолампи про Карельскую деревню на р.Оланге
  8. ст. Кереть несколько интересных фактов
  9. ст. Амбарный о памяти строительства Окт.ЖД
  10. Аштахма о бывшем поселке Лесорубов
  11. Обновление мемориальной доски герою пограничнику М.Т. Шмагрину (Лоухи)
Хронологические

  1. Новое на сайте Хронология развития этого сайта
  2. InterNet - Хронология развития
  3. Хронология развития связи в Лоухском районе.
  4. Текущее состояний средств связи 2000
  5. Информационно вычислительная сеть 2000
Памятники Школьный Музей

"О староверах Карелии"

Автор Александр Милько пгт. Пяозерский, школьник 8"Б" класса
источник районная газета "Приполярье"

Не так давно, будучи в командировке в поселке Пяозерский, познакомился с очень интересным историческим материалом старообрядчества, собранным учеником восьмого "б" класса Пяозерской средней школы Александром Милько. Я попросил что то из его исследований дать в нашу газету "Приполя'рье". (Валерий Бехтерев)

Выполняю свое обещание, высылаю материал о староверах в Лоухском районе. Работу я продолжаю и на данный момент собираю данные о праздновании Иванова дня в деревне Вартиолампи у бывших ее жителей. Несколько слов о старом захоронении на территории бывшей деревни. Кладбище находится на самом высоком берегу реки Оланга в темном еловом лесу, что и отличает его от других кладбищ данной местности. Рядом с захоронением раньше находилась церковь раскольников-староверов. Кресты и памятники на могилах не сохранились, но семи могилы видны хорошо. Много сведений я нашел в исторических очерках о Карелии.

А теперь о староверах Карелии и нашего Лоухского района.

В 80-90-х годах 17 века в Карелии получает широкое распространение активная проповедническая деятельность раскольников ( "старообрядцев"). Проповедники - беглые монахи различных монастырей, беглые попы, выходцы из местных посадских людей - называли царя "гонителем истинной веры", "антихристом", духовные и светские власти его "антихристовыми" слугами и призывали к неповиновению властям. Но идеология расколоучителей была реакционной, обращенной в прошлое. В своих проповедях они обещали лучшую жизнь, но единственным "путем", который они указали для ее достижения, был путь страданий "за истинную веру". Практически это выражалось в призыве к самосожжению, якобы во имя "спасения души" от печати антихриста.

Религиозно-общественное движение старообрядчества возникло в России в середине 17 в., как оппозиция реформам и нововведениям патриарха Никона, который хотел устранить разночтения в богослужебных книгах и ликвидировать различия в церковно обрядовой практике в Разных местах России. После Разгрома в 1676 г- известного восстания Соловецкого монастыря последователи старообрядчества продвинулись дальше на север, в том числе в Карелию. Часть из них построила здесь свои скиты. Так появился скит на Топозере, близ Кестеньги. в котором проживало около трехсот раскольников и раскольниц. Скиты существовали за счет пожертвований, получаемых из центра России. Кроме того, они вели и свое хозяйство. У монастыря было во владении около 30 домов на берегах Топозера.

Раскол получил широкое распространение и поддержку у поморов, которые в большинстве своем были старообрядцами. Старообрядцы церковь не посещали, молились дома в отдельных помещениях, часто в чуланах. Все информаторы сходятся в том, что выделялись три группы верующих: морские, островная вера и зольники. У каждого старообрядца была своя икона, хранили ее отдельно от икон, принадлежащих мирским. На время молитвы развернутый четырехугольником платок подвязывали за два ближних конца под подбородком, на пол стелили специальный подручник, чтобы во время молитвы не касаться пола. В руках держали четки-шнурки с узелками (шариками, бусинками) для отсчитывания поклонов. В четках было, мак правило, сто узелков-бусинок. Большинство очевидцев утверждали, что староверы большое значение придают молитвам. В продолжение многих часов они могут кланяться и .креститься перед иконами. Но, тем не менее, это не мешает им время от времени прерываться и обсуждать между собой повседневные дела, затем с новым вдохновением продолжать креститься и класть поклоны.

Островная, вера считалась более высокой, строгой. Границы между толками (согласиями, сектами) были довольно подвижны и свободны. Очевидно, нетрудно было перейти из одной группы верующих в другую. При переходе в белее высокую веру выдерживали шестинедельный пост и совершали множество поклонов. Переход обычно мог быть вызван какими-то особыми обстоятельствами: несчастным случаем, желанием как-то задобрить судьбу.

К положительным сторонам старообрядчества помимо распространения грамотности, сохранения древних рукописных, книг, исследователи относят строгий запрет курить, отрицательное отношение старообрядцев к вину, воспитание хозяйственности, честности, опрятности. "Как особенность здешних карел, следует отметить ограниченное употребление ими табаку: курят пока не больше 20 проц. общего числа мужчин".

Карельская старообрядческая вера была лишена религиозного фанатизма. В прошлом веке П. П. Чубинский писал: "Раскол кореляков отличается совершенно внешним характером. Он состоит в том, чтобы не есть с мирскими (православными) и не молиться вместе. О сущности же учения секты... они не имеют ни малейшего понятия, в особенности в тех общинах, где не знают русского языка".

Незнание сущности старообрядческого вероучения не результат утраты ее в позднейший период, а очевидно изначальное. Ее безуспешно пытался выявить Э. Леннрот еще в 30-х годах прошлого; столетия: "Часто расспрашивал зольников, чем их вера отличается от мирской, но никакого объяснения ее получил, похоже, что и сами не знают". Леннрот отмечает суровость, необщительность раскольников, их нежелание вступать в контакт с незнакомыми. Отчужденность старообрядцев, их бытовые условия произвели на Э. Леннрота тягостное впечатление.

22 февраля 2003 А. МИЛЬКО. 8"Б" класс

Версия страницы от 29 January 2015г.
ГЛАВНАЯ ! История Фото Культура Экономика&Промышленность Отдых&Туризм Поселения р-она СТАРТОВАЯ для ЛР Оглавление
История Лоухского района Памяти Победы в ВОВ

  1. К 60-и летию со Дня Победы в ВОВ
  2. Хронология событий (1941-1945гг)
  3. Начало сражений, Олангский погранотряд
  4. Лоухский Район в годы Великой отечественной войны
  5. Празднование Дня Победы 9 мая 2008г. (Энгозеро)
  6. Празднование Дня Победы 9 мая 2004г. (Сосновый)
  7. Празднование Дня Победы 9 мая 2003г. (Лоухи)
Летописные

  1. История Лоухского района
  2. Исторические корни п.Лоухи
  3. Создание музея подстанции 330 кВ Лоухи
  4. История Кестеньги
  5. "Сталинское" наследие про Энгозерский лагерь
  6. О староверах Карелии
  7. Вартиолампи про Карельскую деревню на р.Оланге
  8. ст. Кереть несколько интересных фактов
  9. ст. Амбарный о памяти строительства Окт.ЖД
  10. Аштахма о бывшем поселке Лесорубов
  11. Обновление мемориальной доски герою пограничнику М.Т. Шмагрину (Лоухи)
Хронологические

  1. Новое на сайте Хронология развития этого сайта
  2. InterNet - Хронология развития
  3. Хронология развития связи в Лоухском районе.
  4. Текущее состояний средств связи 2000
  5. Информационно вычислительная сеть 2000
Памятники Школьный Музей
УКАЗАТЕЛЬ на страницы сайта по теме "ИСТОРИЯ"

  1. Памятники в Лоухском районе
  2. Топонимы Лоухского района
Памяти Великой Отечественной войне (о событиях в Лоухском районе 1941-1945гг):
  1. К 60-и летию со Дня Победы в ВОВ
  2. Хронология событий (1941-1945гг)
  3. Начало сражений, Олангский погранотряд
  4. Лоухский Район в годы Великой отечественной войны
  5. Празднование Дня Победы 9 мая 2008г. (Энгозеро)
  6. Празднование Дня Победы 9 мая 2004г. (Сосновый)
  7. Празднование Дня Победы 9 мая 2003г. (Лоухи)
Летописные:
  1. История Лоухского района
  2. Исторические корни п.Лоухи
  3. Создание музея подстанции 330 кВ Лоухи
  4. История Кестеньги
  5. "Сталинское" наследие про Энгозерский лагерь
  6. О староверах Карелии
  7. Вартиолампи про Карельскую деревню на р.Оланге
  8. ст. Кереть несколько интересных фактов
  9. ст. Амбарный о памяти строительства Окт.ЖД
  10. Аштахма о бывшем поселке Лесорубов
  11. Обновление мемориальной доски герою пограничнику М.Т. Шмагрину (Лоухи)
Хронологические:
  1. Новое на сайте Хронология развития этого сайта
  2. InterNet - Хронология развития
  3. Хронология развития связи в Лоухском районе.
  4. Текущее состояний средств связи 2000
  5. Информационно вычислительная сеть 2000

Школьный музей:




Спасибо за визит !!!
Заходите к нам еще!


Лоухи и Лоухский район
(запуск СТАРТОВОЙ страницы)


"Окно в Карелию"
http://www.onego.ru






Яндекс.Метрика


Пишите сюда WEB администратору

Форум, Книга Гостей
(Отзывы, предложения, обсуждения)

Рекламушка от LiveExpert.ru
***


Разработка и дизайн - Лоухи, Гордин Сергей
Вернуться НАЗАД